Выступая на Параде Победы, Путин резко смягчил свою риторику в отношении иностранных государств. Это объясняется как присутствием иностранных гостей, так и проходящими мирными переговорами.
Предыдущие выступления Путина в годы войны имели крайне агрессивный тон во всём, что касается внешней политики. За последние три года он успел обвинить НАТО в поставках оружия «бандеровцам», заявить, что «неонацистскую нечисть со всего мира» собирали для «нового похода на Россию», пожаловаться на западных глобалистов-националистов, начинающих новые конфликты, и так далее. Но стоило представителям коварного Запада приехать в гости (включая Роберта Фицо — премьер-министра страны НАТО), Путин тут же отказался от всех своих претензий. За эту речь не было выдвинуто ни одного обвинения в адрес Запада, Америки, НАТО или глобалистов. Обошлось и без упоминания «бандеровцев», жалоб на исторический ревизионизм и терминологии в стиле Александра Дугина.
Тем не менее, смягчивший риторику Путин продолжил оправдывать и продвигать войну. Продвигал он при этом и страну в целом. Список гостей парада включал в себя как лидеров левого толка, таких как президент Кубы, президент Бразилии или (формально остающийся коммунистом) китайский генсек, так и авторитарных правых, например военных диктаторов Мьянмы и Буркина-Фасо.

Владимир Путин выступает с речью на параде Победы на Красной площади в Москве, 9 мая 2025 года. Фото: Сергей Бобылёв / РИА Новости / EPA
Путин представил им войну как борьбу против всего плохого, в которой найдется что-нибудь для каждого. Так, с одной стороны, «отцы, деды и прадеды» завещали «защищать Родину, быть сплоченными, твердо отстаивать национальные интересы, тысячелетнюю историю, традиционные ценности». А с другой, «Россия была и будет несокрушимой преградой для нацизма, русофобии, антисемитизма, будет бороться с бесчинствами, что творят поборники этих агрессивных, разрушительных идей» (при этом Россия принимает делегации ХАМАСа и обвиняет евреев в нацизме).
Про то, какие именно традиционные ценности могли завещать люди, жившие в Советском Союзе — государстве, построенном на идее разрушения традиционных ценностей, — тоже ни слова.
Россия представлена публике как прогрессивное, антифашистское государство и в то же время бастион консерватизма, любящий свои духовные скрепы. Два столь разных видения совмещаются при помощи праздника. Говоря о Красной армии, Путин описывает их победу как «великий подвиг представителей разных национальностей» и тут же добавляет, что они «навсегда останутся в мировой истории Русскими солдатами» (орфография с сайта Кремля. — Прим. авт.).
Читайте также
Похоже, что государство обеспокоено ростом ксенофобии в обществе. Тема мультикультурализма и дружбы народов была в этом году ярко выражена. Если ранее Путин говорил что-то общее в духе «весь многонациональный народ сражался против нацизма», то сегодня он чуть ли не просил жить дружно: «Огромным был вклад жителей Средней Азии и Закавказья. Отсюда бесперебойно шли эшелоны со всем, в чем нуждался фронт. Здесь размещались госпитали и нашли свой второй дом сотни тысяч эвакуированных людей. С ними делились кровом, хлебом, сердечным теплом», — сказал Путин, прямо объясняя, о ком и почему россиянам следует улучшить мнение. С тем же намерением Путин отметил, что «все республики несли общую, тяжелую ношу войны».
Мультикультурная повестка стала частью общего призыва к единству. «Миллионы людей, знавших лишь мирный труд, взяли в руки оружие и насмерть стояли на всех высотах, пладцармах и рубежах», — заявил Путин. Он явно ожидает от россиян аналогичного поведения, учитывая, что вторжение в Украину ему видится защитой страны и продолжением ВОВ.
Общее смягчение риторики затронуло даже финальные поздравления. В предыдущие военные годы он всегда использовал милитаристский слоган «за Россию, за Победу», который теперь убрали на антресоли.
Вместо этого прозвучали сравнительно скромные поздравления «с праздником, с Днем Великой Победы».
Комбинация менее агрессивной риторики и призывов к единству отражает продолжающиеся мирные переговоры. На их фоне необходимо вести себя вежливее с другими сторонами и не исключать возможность мира без выполнения «задач СВО». С другой стороны, изменения можно объяснить и присутствием широкого спектра иностранных гостей, которые могли быть не готовы к абсурдным заявлениям в стилистике российского телевидения.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».