КомментарийПолитика

«Пакистан начал больше полагаться на Китай в качестве союзника»

Индия и Пакистан обменялись ракетными ударами. Вместе с экспертами разобрали военный потенциал стран

«Пакистан начал больше полагаться на Китай в качестве союзника»

Часть неопознанного летательного аппарата на территории мечети в Пампоре, Индия, 7 мая 2025 года. Фото: Farooq Khan / EPA

Индия объявила об операции «Синдур» и нанесла удары по Пакистану, Исламабад произвел ответный огонь. По первым данным, уже погибли минимум 26 мирных жителей Пакистана, еще 46 получили ранения. В индийской полиции сообщили о 10 погибших и 48 пострадавших в Кашмире.

«Операция “Синдур” началась с ударов баллистическими ракетами по территории Пакистана и спорной территории Кашмира, — рассказывает “Новой-Европа” военный журналист Сергей Ауслендер. — Примерно треть Кашмира сегодня контролирует Индия, треть — Пакистан, а еще треть — Китай. При этом Индия рассматривает Китай как своего стратегического противника, а для Пакистана, наоборот, Китай является союзником. Все три державы имеют ядерное оружие. Премьер-министр Пакистана прямо заявил, что удар по Пакистану был актом войны и что Пакистан имеет право применить ядерное оружие в случае необходимости. При этом индийцы настаивают, что наносили удары только по базам террористов и не атаковали объекты вооруженных сил Пакистана. Однако пакистанцы уже заявили, что зафиксированы попадания по мирным населенным пунктам и гражданскому населению».

В ответ, по словам Сергея Ауслендера, Пакистан обстрелял территорию Индии своими ракетами. Есть сообщения об уничтожении штаба индийской бригады, базировавшейся в Кашмире неподалеку от границы. Обе стороны используют крупнокалиберную артиллерию, ракетные установки и авиацию. Пакистанские самолеты уже нанесли удары по целям в Индии, противник отвечает своим обстрелами. Пакистанцы заявили, что сбили несколько индийских самолетов, в том числе Rafale французского производства.

В пакистанской провинции Пенджаб, по данным Сергея Ауслендера, объявлено чрезвычайное положение. Это крупнейшая провинция страны, примыкающая к границе с Индией. Там проживает 110 миллионов человек и расположены многочисленные военные объекты. Напротив морского побережья Пенджаба с единственным глубоководным портом Карачи сосредоточен сейчас индийский флот во главе с авианосцем «Викрант». В случае начала большой войны индийцы, вероятно, нанесут удар по Карачи и лишат Пакистан единственного окна в мировую торговлю.

«Индийская армия примерно в пять раз больше пакистанской, — рассказывает Сергей Ауслендер. — У ВВС Индии вдвое больше самолетов. На море у индийского ВМФ тотальное преимущество. Также у Индии больше бронетехники и артиллерии.

Но важнее всего то, что обе страны имеют ядерное оружие. При этом Пакистан — единственная страна в мире, военная доктрина которой предусматривает использование ядерного оружия по собственной территории. Имеются в виду спорные части Кашмира. Недаром пакистанские власти пугают мир всеобщей военной катастрофой в случае, если на планете не останется государства Пакистан».

Сергей Ауслендер напоминает, что между Индией и Пакистаном уже произошли три региональные войны и множество небольших инцидентов. В 2019 году, к примеру, наблюдались сильные взаимные обстрелы и воздушные бои с потерями обеих сторон.

Разрушенная мечеть после ракетного удара Индии в Музаффарабаде, столице подконтрольной Пакистану части Кашмира, 7 мая 2025 года. Фото: Amiiruddin Mughal / EPA

Разрушенная мечеть после ракетного удара Индии в Музаффарабаде, столице подконтрольной Пакистану части Кашмира, 7 мая 2025 года. Фото: Amiiruddin Mughal / EPA

«Пока имеет место только локальный конфликт, поэтому сравнивать военный потенциал сил на данный момент преждевременно, — говорит “Новой-Европа” военный обозреватель Давид Шарп. — Пакистанцы заявляют о пяти сбитых индийских самолетах — трех Rafale и двух российско-советских истребителях Су-30 МКИ и МиГ 29. Если это хотя бы частично правда, то мы видим полнейший провал индийских ВВС. Есть также информация, что сбит один пакистанский самолет. Начали индийцы с ударов баллистическими ракетами и ударами дальнобойным оружием с самолетов, запускавших ракеты над своей территорией. Их там пытались достать пакистанские ПВО. Пакистанские силы противовоздушной обороны вооружены устаревшими американскими, а также современными китайскими системами. Есть там и зенитные комплексы собственного производства. Судя по всему, индийские самолеты попали под огонь с дальней дистанции пакистанских F-16». Индия, по словам Давида Шарпа, имеет на вооружении израильские и российские системы ПВО.

Давид Шарп надеется, что стороны пойдут на деэскалацию, и подчеркивает, что индийские власти сразу же заявили о нанесении ударов конкретно по лагерям террористов. Ни военные, ни экономические объекты ударами затронуты не были. Судя по всему, никто не хочет большой войны.

«Индия значительно крупнее Пакистана и имеет значительно больший военный потенциал, — рассказывает “Новой-Европа” военный эксперт, бывший сотрудник полиции и спецслужб Израиля Сергей Мигдаль. — Индийская армия значительно опережает противника по численности вооруженных сил и количеству вооружений. Надо заметить, что в недавнем прошлом пакистанские вооруженные силы строились на американских технологиях и доктринах, а индийская армия использовала советский опыт. Эта основа во многом осталась до сегодняшних дней. На мой взгляд, она дает Пакистану некоторое преимущество». По словам Сергея Мигдаля, индийская сторона признает потерю двух боевых самолетов.

Обе стороны использовали в ходе взаимных обстрелов оперативно-тактические ракетные комплексы.

В вопросе ядерного оружия у противоборствующих стран, по словам Сергея Мигдаля, наблюдается паритет. У каждой из сторон есть примерно по 140–160 ядерных боеголовок и различные средства доставки.

Надо заметить, что в вопросе численности боеголовок индийская сторона догоняла пакистанскую. Сергей Мигдаль вспоминает, что разработку ядерного оружия страны начали после поражения Пакистана в войне с Индией в 1971 году.

«У Индии есть полная ядерная триада средств доставки: ракеты наземного базирования, самолеты, способные нести ядерные заряды, и атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, — объясняет Сергей Мигдаль. — Баллистические ракеты “Агни” наземного базирования могут поражать цели на расстоянии в две тысячи километров. Также ядерную боеголовку может нести индийская ракета “Брамос”, дальностью несколько сотен километров. У Пакистана есть баллистические ракеты собственного производства, базирующиеся на китайских моделях, в свою очередь основанных на советских разработках. Также пакистанские F-16 могут нести ядерные бомбы». При этом опасность ядерной войны между Индией и Пакистаном на данный момент Сергей Мигдаль считает незначительной. Эксперт называет конфликт ограниченным и приграничным и уверен, что обеим сторонам невыгодна его эскалация. Премьер-министру Индии необходимо было показать, что он твердо стоит на защите интересов народа и не будет терпеть того, что пакистанская разведка поддерживает террористические повстанческие группировки.

Пакистанский солдат охраняет здание, разрушенное в результате ракетных ударов Индии, Бахавалпур, провинция Пенджаб, Пакистан, 7 мая 2025 года. Фото: Faisal Kareem / EPA

Пакистанский солдат охраняет здание, разрушенное в результате ракетных ударов Индии, Бахавалпур, провинция Пенджаб, Пакистан, 7 мая 2025 года. Фото: Faisal Kareem / EPA

«В последние годы отношения между Пакистаном и США значительно охладели, поэтому Пакистан начал больше полагаться на Китай в качестве союзника, — заявляет Сергей Мигдаль. — Пакистанцы сообщают, что один из индийских истребителей Rafale они сбили при помощи запущенной с F-16 китайской ракеты “воздух-воздух” PL-15 дальностью в 140 километров. Это очень эффективное оружие, аналоги которого есть лишь у очень небольшого числа стран». Сергей Мигдаль напоминает, что у Китая были свои приграничные конфликты с Индией из-за спорных территорий в горной местности.

У Индии, по данным Сергея Мигдаля, много российского оружия. Однако в последние годы Индия закупает различные системы, например ракеты SCALP и «умные» планирующие авиабомбы Hammer у Франции, а ПВО у Израиля. В прошлом году Индия приобрела вооружений у Израиля на полтора миллиарда долларов. Многие виды этого оружия уже применялись в ходе текущего конфликта.

Согласно военному справочнику Global Firepower Index 2025, Индия значительно превосходит Пакистан в плане военного потенциала. Индия находится на четвертом месте в рейтинге вооруженных сил, тогда как Пакистан занимает лишь двенадцатое место. В Индии живет около 1,4 млрд человек по сравнению с 252 млн в Пакистане. В Индии считаются пригодными для службы в армии около 522 млн человек по сравнению с приблизительно 85 млн в Пакистане.

Численность действующей армии в Индии составляет 1,45 млн человек, в то время как в Пакистане — 654 тыс. человек. Резервистов в Индии более 1,1 миллиона, а в Пакистане — лишь около 550 тысяч.

Также в Индии насчитывается более 2,5 млн сотрудников военизированных формирований, тогда как в Пакистане силовиков лишь 500 тыс. человек.

Спасатели работают на месте ракетного удара Индии в Муридке, провинция Пенджаб, Пакистан, 7 мая 2025 года. Фото: Rahat Dar / EPA

Спасатели работают на месте ракетного удара Индии в Муридке, провинция Пенджаб, Пакистан, 7 мая 2025 года. Фото: Rahat Dar / EPA

Индия имеет на вооружении 2229 боевых самолетов, тогда как у Пакистана всего 1399 крылатых машин. На вооружении индийских ВВС находится 513 истребителей, а у Пакистана — 328. Также в составе индийской армии есть 899 вертолетов (из них 80 — ударные), тогда как у Пакистана — 373 вертолета (57 ударных).

У Индии больше танков и бронированных машин, чем у Пакистана, — 4201 против 2627, соответственно. Однако у Пакистана выше число самоходной артиллерии: 662 единицы против 100 у Индии. Буксируемой артиллерии больше у Индии — 3975 против 2629 у Пакистана. Армия Пакистана имеет 600 мобильных ракетных комплекса, тогда как индийские вооруженные силы — лишь 264 единицы этого вооружения.

На море Индия имеет тотальное превосходство над Пакистаном. Индийский флот насчитывает 293 корабля против 121 у Пакистана. Причем Индия располагает двумя авианосцами, тогда как у Пакистана нет таких кораблей.

Также Global Firepower Index 2025 утверждает, что в Индии значительно больше аэропортов — 311, чем в Пакистане — 116. В Индии насчитывается 56 крупных портов и торговых терминалов, тогда как в Пакистане их всего три.

Оборонный бюджет Индии составляет примерно $75 млрд долларов. Пакистан тратит на оборону в десять раз меньше — около $7,64 млрд.

Индийские силы безопасности патрулируют дорогу в Пампоре, пригороде Сринагара, Индия, 7 мая 2025 года. Фото: Farooq Khan / EPA

Индийские силы безопасности патрулируют дорогу в Пампоре, пригороде Сринагара, Индия, 7 мая 2025 года. Фото: Farooq Khan / EPA

Мировые лидеры «внимательно следят» за развитием ситуации и призывают две страны с ядерным арсеналом «проявлять сдержанность». Что еще говорят о конфликте в мире — собрала «Новая-Европа».

Мария Захарова, Россия

МИД РФ выпустил официальный комментарий Захаровой в связи с «дальнейшим обострением индийско-пакистанских отношений». В нем говорится, что в России «глубоко обеспокоены усилением военной конфронтации» между странами после террористической атаки в Пахалгаме. Также в тексте отмечается, что Москва решительно осуждает акты терроризма:

— Призываем вовлеченные стороны к сдержанности в целях недопущения дальнейшего ухудшения обстановки в регионе. Надеемся, что имеющиеся между Нью-Дели и Исламабадом разногласия будут урегулированы мирными, политико-дипломатическими средствами на двусторонней основе согласно положениям Симлского соглашения 1972 года и Лахорской декларации 1999 года.

Дональд Трамп, США

Журналисты попросили президента США отреагировать на обмен ударами между Индией и Пакистаном. Он назвал происходящее позором:

— Мы только что узнали об этом. Думаю, люди догадывались, что что-то произойдет, учитывая предыдущие события. Они конфликтуют уже очень давно. Многие-многие десятилетия и даже столетия. Я надеюсь, что это скоро закончится.

Марко Рубио, США

Госсекретарь США заявил, что внимательно следит за ситуацией и, как и президент, надеется, что ракетные удары быстро закончатся. Также он рассчитывает, что Вашингтон будет взаимодействовать с обеими странами для достижения мирного урегулирования.

«Сегодня днем Рубио пообщался с советниками по национальной безопасности Индии и Пакистана. Он призвал обоих держать линии связи открытыми и избегать эскалации»,— говорится в заявлении Госдепартамента.

Линь Цзянь, Китай

Представитель Министерства иностранных дел Китая заявил, что Китай считает военную операцию Индии прискорбной. По его словам, страна обеспокоена текущей ситуацией.

«Индия и Пакистан являются и всегда будут соседями. Они также являются соседями Китая. Китай выступает против всех форм терроризма. Мы призываем обе стороны действовать в интересах мира и стабильности, сохранять спокойствие, проявлять сдержанность и воздерживаться от действий, которые могут еще больше осложнить ситуацию», — говорится в комментарии.

Реувен Азар, Израиль

Посол Израиля в Индии подчеркнул, что Израиль поддерживает право Индии на самооборону:

— Террористы должны знать, что им негде спрятаться от своих чудовищных преступлений против невинных.

Перевозка повреждённой части неопознанного летательного аппарата в Пампоре, Индия, 7 мая 2025 года. Фото: Farooq Khan / EPA

Перевозка повреждённой части неопознанного летательного аппарата в Пампоре, Индия, 7 мая 2025 года. Фото: Farooq Khan / EPA

Ёсимаса Хаяси, Япония

Главный секретарь Кабинета министров Японии Ёсимаса Хаяси заявил, что в связи с террористическим актом, произошедшим в Кашмире 22 апреля, страна решительно осуждает подобные акты терроризма:

— Кроме того, мы выражаем серьезную обеспокоенность тем, что эта ситуация может привести к дальнейшим ответным ударам и перерасти в полномасштабный военный конфликт. Ради мира и стабильности в Южной Азии мы настоятельно призываем Индию и Пакистан проявлять сдержанность и стабилизировать ситуацию путем диалога.

Жан-Ноэль Барро, Франция

Министр Европы и иностранных дел Франции призвал Индию и Пакистан «проявить сдержанность, чтобы избежать эскалации». По его словам, никому не выгодна длительная конфронтация между странами.

«Это две крупные военные державы, поэтому мы призываем к сдержанности», — подчеркнул он.

Джонатан Рейнольдс, Великобритания

Министр торговли Великобритании отметил, что Лондон остается другом и партнером для обеих стран, поэтому готов поддержать обе стороны конфликта.

«Обе страны крайне заинтересованы в региональной стабильности, в диалоге, в деэскалации, и всё, что мы можем сделать для поддержки этого, мы готовы сделать», — сказал он в комментарии «Би-би-си».

Полковник индийской армии во время пресс-брифинга по операции «Синдур» в Национальном медиасентре, Нью-Дели, Индия, 7 мая 2025 года. Фото: Harish Tyagi / EPA

Полковник индийской армии во время пресс-брифинга по операции «Синдур» в Национальном медиасентре, Нью-Дели, Индия, 7 мая 2025 года. Фото: Harish Tyagi / EPA

Абдулла бин Заид, ОАЭ

Заместитель премьер-министра и министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдулла бин Заид призвал Индию и Пакистан «проявлять сдержанность, снизить напряженность и избегать дальнейшей эскалации, которая может угрожать региональному и международному миру».

Антонио Гутьеррес, ООН

Пресс-секретарь генерального секретаря ООН отметил, что Гутьеррес «очень обеспокоен военными операциями Индии на линии контроля и международной границе».

«Он призывает обе страны к максимальной военной сдержанности. Мир не может позволить себе военную конфронтацию между Индией и Пакистаном», — подчеркнул пресс-секретарь.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
OSZAR »